База ВМФ в Таллине

История и биографии личного состава
minzavod
Сообщения: 56
Зарегистрирован: 17 янв 2019, 10:38
Место: г. Петропавловск

База ВМФ в Таллине

Сообщение minzavod » 05 фев 2019, 14:33

ОЛЕГ КОЛЬЦОВ

Иронические рассказы
Все имена вымышленные, все совпадения с действительностью случайны.

Посвящается дню Балтийского флота 18.05.2018
ЛЕСНИК

Как уже известно, Военно-морской флот Советского Союза состоит из следующих флотов:
Северный, Тихоокеанский, Балтийский и Черноморский. Есть еще Каспийская флотилия, но это другая история. Сейчас каждый флот в России имеет свой день в честь даты его образования. День Балтийского флота мы празднуем 18 мая. В этом году это пятница, а значит двойной праздник.

Балтийский флот это колыбель минного, торпедного и другого подводного оружия России. На Балтийском флоте внедряли свои морские изобретения такие великие русские ученые как Эммануил Нобель, Барон Шиллинг фон Канштадт, Карл Шильдер, Мориц Якоби и много других талантливых русских изобретателей.
Балтийское море это - Лиепае, Ревель, Пилау, Кронштадт, Кёнигсберг - все наши морские базы. Здесь воевали морские офицеры Александр Колчак, адмиралы Макаров и Кузнецов, капитан Маринеско, всех не перечесть.

На Балтийском море, а точнее на Финском заливе стоит ЛКИ. Ленинградский кораблестроительный институт расположен на набережной реки Фонтанка, у Калинкина моста, на историческом месте, где пьяные разбойники, по словам Николая Васильевича Гоголя, сняли шинель с титулярного советника Акакия Акакиевича Башмачкина. В наше время, рядом с Корабелкой, уверяю Вас, такое произойти не может. Сейчас в ЛКИ учатся порядочные люди. Сейчас Калинкин мост, место хоть по прежнему и тихое, но шинель уже с Вас никто снимать не будет. В крайнем случае, попросят сотовый телефон.

В разное время, ЛКИ заканчивали разные великие люди. Среди них спортсмены - такие как Александр Белов, режиссер театра Ленсовета Игорь Владимиров, писатель и сценарист Улицы разбитых фонарей Андрей Кивинов. Первый секретарь Ленинградского обкома Григорий Романов, Директор ФСБ России Николай Патрушев. Были и специалисты - кораблестроители, Главные конструктора Юрий Кормилицин, Александр Ботов, Геннадий Эсаулов. Директора заводов - Алексей Богданов, Валерий Спицын, Игорь Коровин.
Можно отметить и всемирно известных разгильдяев и фарцовщиков Фиму Бляйшица, Виталия Ярового, Володю Гусарова, короче всех не перечесть. Много наших земляков училось и закончило ЛКИ в разное время. Я и мои одноклассники учились на приборостроительном факультете ЛКИ с 1975 по 1981 год ровно шесть лет. Морские практики мы проходили и на Черном и на Балтийском морях.

В олимпийский 1980 год, по окончании военной кафедры, мы студенты пятого курса ЛКИ были направлены на плавательную практику в город Таллин принимать воинскую присягу. Олимпиада проходила в Таллине, Ленинграде и Москве. В Ленинграде - футбол, в Таллине - морская регата. В Москве все остальное. Во время олимпиады у нас в стране впервые появилась кока кола, фанта, финские соки и финская колбаса. Загнивающий капитализм начал распускать свои щупальца. Молодежь может не верить, но та кока кола была вкусна, резка и прекрасно освежала. Сейчас кока колу пить нельзя, а можно только использовать как лучшее средство от колорадского жука.
Так вот, в олимпийский год едем мы на плавательную практику в город Таллин.
Таллин - это заграница. Это совсем не советская власть, это непонятные слова - Таллинн, с двумя нн, тера-тера, фондю, Ванаталлин. В Таллине на улицах висят плакаты с загадочной надписью - Советская власть - власть во всей стране! В Таллине тебе не продадут бутылку старого доброго ликера Ванаталлин, если ты спросишь об этом по-русски.
На первом инструктаже, по приезду, нас сразу предупредили старшие офицеры - По улицам пьяные не ходите, громко не шумите, если увидите компанию местных подростков - лучше перейдите на другую сторону, бывали случаи потасовок. Сегодня стало понятно - Зря мы слушали старших, надо было тогда порядок наводить, а не разводить демократию и толерантность. Был бы Союз тогда цел и нерушим. И не маршировали бы сейчас эсэсовцы по Эстонии, Латвии, Литве и Украине.

Практику мы проходили на военно-морской базе Таллина, где стояла бригада морских, базовых тральщиков и других специальных противоминных плавсредств. Там же мы принимали военную присягу, торжественно обещая служить великой морской державе СССР. Здесь же нам присваивалось звание лейтенанта ВМФ, по специальности командира минно-торпедной боевой части корабля (БЧ - 3).

Ехали мы в Таллин на поезде из Ленинграда с Балтийского вокзала. Провожал и наставлял нас капитан второго ранга, преподаватель кафедры военно-морской подготовки ЛКИ Василий Лещенко. Студентов - курсантов набралось человек пятьдесят, на целый плацкартный вагон. Лещенко выбрал самого достойного среди нас - им оказался Витя Барышников, наш земляк и однокурсник. Виктор пользовался у военных большим авторитетом, потому что вел себя строго, четко по военному, хотя и любил пропускать занятия. Однажды приходит он на лекцию к Лещенко, тот его спрашивает:
- Курсант Барышников, Вы, почему на прошлом занятии отсутствовали?
- Я был, - отвечает Виктор,
- Как же был, когда у меня отмечено - не был.
- Был, - говорит опять Виктор, - Наверное, не правильно отметили.
Так до конца и не сознался, пришлось Лещенко поставить ему Был. После этого все преподаватели уважали Виктора Барышникова и сразу ставили ему - Был и Зачет независимо от результата ответов.
Так вот, провожает нас Лещенко, подзывает Виктора: - Вот тебе Виктор суточные и на белье до Таллина на всех.
-Купишь белье, раздашь суточные по приезду, чтобы, в поезде никто не напился и не потерялся. Виктор со своей смекалкой поступил даже лучше. Денег он никому не раздал, белья не купил, а купил сразу на вокзале на все деньги несколько ящиков портвейна. Очень много портвейна. Когда грузили ящики, проводница проворчала: - В Эстонии свое вино есть, хорошее, не обязательно спаивать весь Таллин бормотухой.

Непьющим Виктор Барышников сказал: - Матрацы, и подушки в поезде бесплатно возьмете у проводницы. А пьющим это все не пригодится, езды не больше восьми часов, дай бог успеть все выпить. Так мы и поехали на матрацах - в дороге никто не потерялся, как Виктор и обещал Лещенко. Сейчас я с ужасом думаю, - Хорошо, что Лещенко не дал Виктору проездные, а купил каждому билеты. А то шли бы мы до Таллина пешком. Границу в Нарве мы переехали как Ульянов и Бронштейн, в пломбированном вагоне. Потому что, проводница закрыла наш вагон на ключ для собственного спокойствия и никого не выпускала уже до Таллина.

На первой встрече с командиром части, он спросил, есть ли среди нас курсантов каменщики. Каменщиком был я, так как каждое лето работал в студенческом строительном отряде Колумб. Кроме меня вызвались еще два курсанта Боря Иоссель и Миша Либерман. Боря и Миша были студентами параллельной группы - там готовили специалистов по электромагнитным и акустическим тралам.
Как потом выяснилось, ни Миша, ни Боря мастерка в руках никогда не держали и к физической работе были совершенно не пригодны. Боря иногда держал паяльник и паял в общежитии платы для усовершенствования звучания советских магнитофонов. А Миша держал Устав коммунистической партии, потому что готовился в партийные руководители. Боря кстати, живет сейчас в Америке, по- прежнему паяет магнитофоны и общается со мной в Одноклассниках.

Так вот, по приказу командира части, мы втроем приступили к строительству бани для офицерского состава на берегу таллиннского залива. Остальных курсантов ЛКИ распределили по кораблям - тральщикам.
Служба на флоте проста и понятна. Подъем в 6-00. Потом зарядка. Я на зарядку ходил, иоссели спали. Затем уборка, завтрак. Завтрак простой - чай с бромом, масло с хлебом. Но масла много - полная алюминиевая тарелка. После завтрака - прятки. Прячутся все - матросы, старшие матросы, мичмана и даже младшие офицеры. Не прячется один командир части. Ему по Уставу не положено. Офицеры прячутся на других объектах, мичмана - на складах, матросы - за бочками, за стеллажами и за досками и вообще, за любыми предметами, сложенными в части, лишь бы была возможность - прислониться и заснуть.

Баня строилась так: Мы приходим на площадку и садимся курить. Раствора, кирпича, матросов - подсобников нет, - прячутся. Приходит командир, спрашивает: - Капитан -лейтенант Прокофьев не приходил?
- Нет,- отвечаем мы.
- Пойду, пришлю его к вам, - говорит командир. Сразу прислать матросов он не может - не позволяет Устав и субординация. Через двадцать минут приходит Прокофьев и спрашивает: - младший лейтенант Орлов не приходил? Сейчас пошлю его к вам, - уходит. Дальше понятно - Орлов ищет мичмана, мичман - матросов, присылает их к нам, матросы ищут кирпич, месят раствор, к полудню работа кипит. Хорошо, что на флоте есть второй завтрак - это опять чай с маслом и масла сколько хочешь. Пока ждем матросов - пьем чай. После обеда адмиральский час, политзанятия и самоподготовка. Это святое время - работать нельзя. Мы идем к морю, между сложенными штабелями минами находим зеленую площадку, ложимся загорать. Снимаем робу и гады. Гады - морские ботинки на флоте вместо Сапогов в армии. Роба на флоте это - штаны без карманов. В прямом смысле вместо карманов - просто прорези по бокам. Засунешь руки, - а там твои трусы. Это говорят, на флоте специально придумали, чтобы матрос при Палундре знал, что ему кроме своих яиц терять нечего. В карманах все равно больше ничего нет.

В части проверка. Приехал адмирал, Заместитель Командующего флотом. Точнее контр - адмирал, одна звезда и лампасы.
Идут с комиссией по части. Проверяют, как трава покрашена, в зеленый ли цвет. Я вовремя заметил, закатился за мины. Либерман лежит, подслеповато щурится. Адмирал подходит, видит безобразия в части в виде босого курсанта, ждет доклада. Доклада нет, Либерман лежит дальше и молчит. Адмирал багровеет, дает какие-то распоряжения, отворачивается от этого безобразия и комиссия в полной тишине уходит. Потом Либерман говорит нам: - А я откуда знаю, кто он такой? Он же мне не представился! На фуражке какие-то дубовые листья. Я подумал - лесник. Лесник дал Либерману трое суток ареста. Мы были еще не под присягой и с гражданскими паспортами. На гауптвахте не знали, что с Либерманом делать и на всякий случай вечером отпустили.

Несмотря на такую субординацию, к концу практики баня была построена и даже оштукатурена. Студенты ЛКИ, которые были в Таллине на плавпрактике после нас, говорили, что баня стоит до сих пор и что в ней даже можно мыться.
Только вот очень даже может быть, что в ней сейчас натовские моряки моются? Кто знает…

В день Краснознаменного Балтийского флота, можно и выпить по маленькой за эту баню, за флот, и традиционный третий тост не чокаясь - за тех, кто в море!

minzavod
Сообщения: 56
Зарегистрирован: 17 янв 2019, 10:38
Место: г. Петропавловск

Re: База ВМФ в Таллине

Сообщение minzavod » 16 фев 2019, 08:31

История одной фотографии.
1980 год. База ВМФ СССР город Таллин. Группа 352 ЛКИ, Приборостроительный факультет, кафедра 40 проектирования морских мин. Студенты – курсанты Ленинградского Кораблестроительного института (ЛКИ) на военно - морской практике. Там же в Таллине принимали присягу.
57.jpg


Верхний ряд слева направо.
Паша Орехов – город Горький, кандидат технических наук, сотрудник КБ на заводе Красное Сормово. Участвовал в разработках и сдачах узлов ПЛ.
Виктор Барышников – город Петропавловск, завод им. Куйбышева, Начальник цеха общей сборки мин и минных комплексов.
Дима Ботов – город Ленинград, сотрудник ЦКБ Рубин, участвовал в проектировании и сдаче первой АПЛ “Акула” (проекта 941) на Северодвинском предприятии. Заядлый турист, скалолаз и альпинист. Участник подьема на гору Эверест. Сын Главного конструктора Ботова Александра Дмитриевича.
Леша Семенов и Сергей Любомиров – город Ленинград, сотрудники ЦНИИ Гидроприбор, Руководители участка сборки опытного цеха. Участвовали в изготовлении опытных минных комплексов ПМК-1, ПМК-2.
Внизу слева направо.
Игорь Сергеев – город Петропавловск, Завод Исполнительных Механизмов (ЗИМ). Начальник цеха сборки узлов и приборов морских мин и ГСН для различных типов торпед.
Валя Новиков – город Ленинград, конструктор “Средне - Невского судостроительного завода”. Участвовал в экспортных поставках надводных кораблей для Индии и других стран. Безвременно ушел из жизни в 90 х годах.
Олег Усольцев – город Петропавловск, ведущий конструктор ОКБ завода Куйбышева. Зам. Главного конструктора ПМР-2 на заводе, Зам. Главного конструктора мины УУТМ, Начальник отдела экспортных поставок завода им. Куйбышева.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.


Вернуться в «Арсеналы, базы, склады, станции»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей