Мины Дистрактор и Квикстрайк

ТТД и фото мин, интересные факты из истории создания и применения
minzavod
Сообщения: 117
Зарегистрирован: 17 янв 2019, 10:38
Место: г. Петропавловск

Мины Дистрактор и Квикстрайк

Сообщение minzavod » 23 апр 2020, 18:15

Авиационные донные мины-бомбы ДИСТРАКТОР и КВИКСТРАЙК

В далеком 1980 году, я писал диплом по теме Авиационная Противодесантная Донная Мина-Бомба в габаритах ФАБ 500, ФАБ 250, снаряженная модульным малогабаритным взрывателем, Мина снаряжалась малогабаритным взрывателем - взамен всей аппаратуры и приборов мины. Кроме того, мина была снабжена теплозащитой от аэронагрева (при наружной подвеске на сверхзвуковые самолеты) и Жесткой Системой планирования, стабилизации и торможения (для прорыва ПВО противника).

Прототипом данной мины послужила в том числе и Американская мина-бомба Дистрактор, используемая американцами во время Вьетнамской войны в 70х годах.
Разоружением американских мин во Вьетнаме занимались наши минеры (1972-1973 гг.) во главе с капитаном 1 ранга Бутовым Сергеем Алексеевичем. (В дальнейшем Начальником УПВ ВМФ). На Форуме есть ветка Админа (Разоружение мин во Вьетнаме). В то время сведений о технических данных и параметрах мины – бомбы Дистрактор было конечно очень мало.
Сейчас сведений достаточно и их можно найти в Интернете. Имей я такие сведения в 1980 году, диплом был бы наверное лучше и тщательней разработан. Хотя интерес к этой мине остался на всю жизнь - как первая любовь.

Кроме того, в 2000 х годах, я был с ознакомительной поездкой в США с группой товарищей. Посещали некоторые базы ВМС – в Портланде, штат Орегон и в Панама Сити, штат Флорида. Здесь наши американские друзья (А в 2000 м они были безусловно друзьями) любезно показали нам и дали ознакомиться с некоторыми образцами морского минного оружия. Безусловной гордостью их экспозиции были мины МК-62,МК-63, МК – 64 и МК-65, разработанные по программам Дистрактор и Квикстрайк.
Ниже привожу сведения и некоторые фотографии из истории создания этих мин (Из открытых американских источников)

Мины в Панама Сити (База ВМС США) 2000 год
distractor в Панама Сити.jpg

mk65 Panama City.jpg

quickstrike Panama -City.jpg

Mark 65 «Квикстрайк»

Mark 65 пришла на смену минам Mk. 62-Mk. 64, разработанным на базе стандартных осколочно-фугасных авиабомб весом в 500, 1000 и 2000 фунтов. Mk. 65 — тонкостенная мина, которая имеет, по сравнению с миной Mk. 64, заряд повышенной мощности. Корпус мины изготовлен из стеклопластика. Общий вес Mk. 65 составляет 1084 кг, масса подрывного заряда — 430 кг, длина — 3251 мм, диаметр со стабилизатором — 737 мм, глубина установки мины — до 91,5 м. Может сбрасываться с самолетов как обычная авиабомба. Mark 65 предназначена для борьбы с надводными кораблями и подводными лодками противника.

Мины МК-62, МК-63, МК-65
quickstrike-family.jpg


НЕКОТОРЫЕ ПРОДУКТЫ ПРОГРАММЫ «КВИКСТРАЙК»
Донная мина Mk. 65 была создана в рамках программы создания унифицированных мин-бомб «Квикстрайк» (известной также как проект U-2520). Работы по новому проекту начались в 1971 году и проводились Лабораторией морского оружия ВМС США. Они явились логическим продолжением работ предыдущей программы лаборатории — «Дистрактор» (Destructor). Mark 65 пришла на смену толстостенным донным минам-бомбам Mk. 62, Mk. 63 и Mk. 64, которые были разработаны на базе стандартных осколочно-фугасных бомб Mk. 82, Mk. 83 и Mk. 84 (соответственно).

Донная мина Mk. 65 состоит из цилиндрического корпуса (Mk. 65), который сужается к кормовой части; носового обтекателя и хвостовой части (Mk. 7). Тонкостенный корпус мины выполнен из стеклопластика. Вес мины Mk. 65 составляет 1084 кг, а вес заряда взрывчатого вещества (смесь гексогена и тола, не подверженная детонации) — 430 кг (с тротиловым эквивалентом 1,7). Длина мины — 3251 мм, диаметр — 531 мм, глубина места постановки мины — 91,5 м, радиус зоны поражения — 50-60 м. Mark 65 оснащена неконтактным взрывателем, в схеме которого имеется блок распознавания целей с микропроцессорным устройством. Кроме того, в мине имеется предохранительное (Mk. 45) и противотральное устройство, а также литиевый источник питания. На минах Мк. 65 различных модификаций применяют различные неконтактные взрыватели; Mk. 57 TDD (магнитно-сейсмический), Mk. 58 TDD и Mk. 70 TDD (оба магнитно-сейсмогидродинамические). Мины, оснащенные комбинированными неконтактными взрывателями Mk. 57, Mk. 58 и Mk. 70, называются минами Mk. 65 mod. 0, mod. 1 и mod. 2 (соответственно). Помимо этого, по программе совершенствования мин «Квикстрайк» (проект 00272) часть мин Mk. 65 была оборудована новым программируемым (умным) взрывателем Мк. 71 TDD (Target Detection Device), оснащенным гидродинамическим, сейсмическим и магнитным датчиками и ПИМ Mk. 75. Мины с «умным» взрывателем называются Mk. 65 mod. 3.

Схема Мины-бомбы Дистрактор
distractor.png


ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МК. 65
В 1972 году Лабораторией морского оружия ВМС США были проведены работы по проверке аэродинамических характеристик донной мины, изготовленной на основе экспериментальной авиационной бомбы весом 900 кг, а также проверена ее устойчивость в полете. Модели мины продувались в аэродинамической трубе на скоростях воздушного потока от 650 до 1650 км/час при различных углах атаки. После длительных всесторонних испытаний мина-бомба была принята на вооружение и получила название Mark 65 (или сокращенно Mk. 65). Контракт на производство Mk. 65 (модификации 0) был заключен 15 апреля 1982 года с американской компанией «Аэроджет».
В 1982 году у фирмы-производителя было заказано 307 мин, в 1983-м — 579, в 1984-м — 600 и т. д. Боевое развертывание донных мин Mk. 65 на флоте США началось в 1983 году, а в 1985 году «Аэроджет» дала согласие на поставку мин в Европу.

Серия донных мин “Квикстрайк” (англ. Quickstrike – быстрый удар) была разработана для замены старых мин “Деструктор”, применявшихся еще во Вьетнаме. На данный момент, это основная американская мина, приспособленная для воздушной постановки с самолетов.

По сути, мины “Квикстрайк” представляют собой обычные фугасные авиабомбы Mk.82-83-84 (весом 227 кг, 459 кг и 925 кг соответственно), на которых установили неконтактные взрыватели и тормозные парашюты. Благодаря этому, минные постановки могут выполняться любыми боевыми самолетами без снижения боевой нагрузки.
quickstrikea.jpg

Сброшенная мина использует парашют для мягкого приводнения, ложится на дно и активирует взрыватель. Взрыватель мины – современный Mk.71 и перспективный Mk.157 - представляет собой комплексное сенсорное устройство (расположенное в хвостовом обтекателе), включающее акустические, магнитные и сейсмические сенсоры, а также микропроцессоры, способные сопоставлять и анализировать сигналы, и выбирать конкретные цели. Благодаря этому, мина сравнительно устойчива к средствам траления, может распознавать конкретные цели и подрываться под наиболее ценными.
Главным недостатком этого оружия были жесткие требования к высоте и скорости сброса. Мины “Квикстрайк” могли быть сброшены с высоты не более 500 метров и на скорости не более 600 километров в час. В противном случае, точность минной постановки снижалась ниже допустимой. Такие ограничения серьезно снижали ценность мины, особенно в условиях современной войны на море.


Программа КВИКСТРАЙК –ER

В сентябре 2018 года, американские ВВС продемонстрировали мину нового поколения – “Квикстрайк-ER” (ER – Extended Range, увеличенная дальность). Новая мина представляет собой все ту же серийную авиабомбу с взрывателем Mark 65, но оборудованную набором управления JDAM-ER. Этот набор предназначен для дешевого переоснащения неуправляемых свободнопадающих бомб – в управляемые планирующие, и включает раскладное крыло, управляющие плоскости, и систему управления на базе GPS/INS.



Сброшенная с самолета – с любой высоты и на любой скорости – мина “Квикстрайк-ER” раскладывает крылья, активирует систему навигации, и планирует к назначенной точке. В зависимости от высоты и скорости сброса, мина может пропланировать до 75 километров (при запуске с высоты 11000 метров). Система наведения мины использует спутниковую навигацию GPS, сопоставляя ее данные с полученными от автономной инерциальной навигационной системы (INS), и может наводиться с точностью до нескольких метров. Приводнившись, бомба сбрасывает крылья и ведет себя как обычный “Квикстрайкер”, погружается на дно и приводит в действие взрыватель.

Квикстрайк на наружной подвеске.jpg


Первые испытания системы начались в 2014 году. Так как система представляет собой только лишь комбинацию взятых “с полки”, освоенных и надежных компонентов, разработка заняла минимум времени. Не потребовалось даже никакой существенной модернизации программного обеспечения, так как комплект JDAM-ER и так умеет приводить бомбу в нужную точку. При необходимости, любой требуемый запас "Квикстрайк-ER" может быть оперативно собран из имеющихся авиабомб Mk.82-83-84, взрывателей Mk.71 и серийных комплектов JDAM-ER. Следует также заметить, что ввиду широкой распространенности комплектов JDAM в мире (ими пользуется 29 стран, помимо США), аналогичное оружие может практически немедленно поступить на вооружение и других наций.
Квикстрайк бомболюк Б52.jpg


На учениях “Вэлиант Шилд” в 2016 году, сброшенная с самолета B-52H мина успешно пропланировала 75 километров и приводнилась точно в заданную точку. Более того: при одновременном сбросе нескольких (инертных) мин, нацеленных в одну точку, водолазы, достававшие их со дна, обнаружили, что мины в буквальном смысле касались друг друга – настолько точно “положила” их система.
Значение этой технологии трудно переоценить. Помимо значительного повышения безопасности носителя, “Квикстрайк-ER” предоставляет следующие преимущества:

Возможность активных минных постановок в любой точке мира, включая в непосредственной близости от неприятельских баз. Представляется вполне реальной ситуация, когда группа бомбардировщиков внезапным ударом минирует акваторию вблизи портов и военно-морских баз противника, тем самым серьезнейше затрудняя действия его флота.

Возможность чрезвычайно точной минной постановки, обеспечиваемой системами GPS/INS. Мины “Квикстрайк-ER” могут быть расставлены с точностью до метров, ранее недосягаемой для воздушных минных постановок, что позволяет использовать мины для точного “запирания” каналов, рек, внутренних водных путей и входов в гавани.

Возможность создания минных полей любой конфигурации. Так как мина обладает высокой автономностью от носителя, минное заграждение может иметь любую необходимую конфигурацию, не требуя от самолета долгое время летать над заданным районом. Мины “Квикстрайк-ER”могут быть выставлены одним “залпом”, самостоятельно заняв назначенные позиции - причем ввиду возможности придать минному полю любую сложную конфигурацию, противник будет испытывать значительные затруднения с тралением.

При этом, мины “Квикстрайк-ER” имеют точно такие же габариты и почти такой же вес, как и стандартные авиабомбы, на базе которых они сделаны. Это означает, что один бомбардировщик может выставить от 24 до 36 мин зараз. ВВС США на данный момент планирует использовать для воздушных минных постановок стратегические бомбардировщики B-52H и B-1B, в перспективе также новые стелс-бомбардировщики B-21 “Рэйдер”. Возможна также и постановка мин с тактических самолетов, например, палубных истребителей-бомбардировщиков F/A-18E/F “Суперхорнет” и F-35B/C “Лайтинг II”.

Квикстрайк ФАБ1000.jpg


Американские эксперты называют мины “Квикстрайк-ER” крупнейшим прорывом в воздушных минных постановках со времен Второй Мировой – и они, по всей видимости, правы. “Квикстрайк-ER” в буквальном смысле революционизирует минную войну, придавая искусству активных минных постановок совершенно новое измерение возможностей. Минные заграждения теперь могут выставляться "в режиме реального времени", в том числе для решения оперативных и тактических задач непосредственно в ходе военной операции.

С помощью этих мин, в случае войны, например, с Китаем, американский флот может полностью сорвать развертывание ВМФ НОАК, одним ударом превратив подступы к китайским военно-морским базам в запутанные лабиринты минных полей. Которые придется долго и упорно тралить, либо же рисковать гибелью ценных единиц (так как мина достаточно умна, чтобы распознавать цели и не реагировать на обманки). Подобные меры вполне могут служить "козырем в рукаве" ВМФ США, позволяющим нейтрализовать локальное численное превосходство ВМФ НОАК: затруднить китайское развертывание, и выиграть время для подхода американских резервов.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

admin
Администратор
Сообщения: 328
Зарегистрирован: 15 мар 2016, 11:56
Место: Москва

Re: Мины Дистрактор и Квикстрайк

Сообщение admin » 24 апр 2020, 16:51

Спасибо, Олег!
Круто! Не знал про диплом, очень интересно про миниатюрный взрыватель!

Еще парочка фото Мк-65 под брюхом Ориона из архива ВМС США:
731px-US_Navy_050217-N-3122S-003_Lt__Cmdr__Alan_Marblestone_checks_a_MK-65_Quickstrike_mine,_during_an_aircraft_preflight_on_a_P-3C_Orion.jpg
800px-US_Navy_050217-N-3122S-004_Aviation_Ordnanceman_Airman_Llyod_Lewis_finishes_loading_a_MK-65_Quickstrike_mine_on_a_P-3C_Orion.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.


Вернуться в «США»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость