Морская мина в габаритах ФАБ-250/500

ТТД и фото мин, интересные факты из истории создания и применения
admin
Администратор
Сообщения: 312
Зарегистрирован: 15 мар 2016, 11:56
Место: Москва

Морская мина в габаритах ФАБ-250/500

Сообщение admin » 26 апр 2020, 03:31

В теме про "деструкторы" (мины-бомбы ВМС США) Олег (minzavod) упомянул свой диплом "Авиационная Противодесантная Донная Мина-Бомба в габаритах ФАБ 500, ФАБ 250, снаряженная модульным малогабаритным взрывателем"...

По-моему, в конце 1990-х была принята на вооружение мина-бомба МБ. Есть статья в Военном параде 2005-03:

БОЛЬШИЕ ВОЗМОЖНОСТИ МАЛЕНЬКОГО ВЗРЫВАТЕЛЯ
Военный Парад 2005-03
Иван Буслаев - генеральный директор ОАО «Завод им. Г.И. Петровского»
Юлий Школьников - директор Научно-исследовательского центра неконтактной и гидроакустической аппаратуры, главный конструктор НВ

Российскими учеными и инженерами разработана и готовится к производству морская донная мина на базе серийных авиабомб ФАБ-250/500 серии М54, которые комплектуются специальным неконтактным взрывателем, устанавливаемым в донные гнезда вместо штатного взрывателя, не изменяя габаритно-присоединительных, аэродинамических и баллистических характеристик авиационных боеприпасов.

Минное оружие с середины XIX века зарекомендовало себя как грозное боевое средство. Даже та страна, которая не имеет сильного флота, способна с его помощью серьезно затруднить действия противника вблизи своего побережья, защитить коммуникации и районы добычи минеральных, углеводородных и биоресурсов. Кроме того, активными минными постановками можно сравнительно легко нанести ощутимый урон вражеским кораблям и судоходству.
Современные мины - сложные дорогостоящие образцы военной техники. Разрабатывают и производят их немногие страны, среди которых в числе лидеров -Россия. Другие государства вынуждены мины приобретать, тратя немалые средства. Однако есть эффективный, простой и недорогой способ пополнить арсенал минного оружия.
Мина-бомба (МБ) предназначена для поражения надводных кораблей (в том числе и на воздушной подушке), десантно-высадочных средств, подводных лодок и судов в прибрежной полосе и на мелководье. Ставится с самолетов Ту-142М,-МК,-22М, -22М2, -22МЗ, МиГ-23, -27, -29К, Бе-12, Ил-38, Су-24, -24М, -27, -27К, -30М, Ан-40, вертолета Ми-8Т, а также с помощью минных тележек с надводных кораблей (судов), оборудованных рельсовыми скатами. В этом случае в НВ вместо авиационного электропускового устройства устанавливается устройство постановки с корабля (УПК), учитывающее специфику сброса МБ с кормы носителя и дальнейшего движения ее в воде.
НВ выполнен в виде моноблока, тем самым выгодно отличаясь от аналогичных устройств «классических» мин, где элементы взрывателя распределены по всему объему изделия, и может быть использован для замены старой неконтактной аппаратуры при модернизации универсальных донных мин различных образцов. Трехканальный электронный блок НВ реагирует на магнитное, сейсмоакустическое и гидродинамическое поле корабля-цели. Датчик на базе трехкомпонентного тонкопленочного преобразователя совместно с бортовым микропроцессором НВ анализирует модуль полного вектора магнитного поля объекта поражения, выявляя его «тонкую» структуру. Для длительной работы на позиции после постановки МБ сейсмоакустический канал НВ имеет дежурный микромощный и основной каналы. Первый адаптирует электронную схему к фону внешнего сейсмоакустического поля с учетом приливно-отливных явлений, других шумов моря и затем переходит в режим
приема. Поступающие аномальные сигналы анализируются, и в случае их соответствия по своим характеристикам полю объекта поражения подключается основной канал, после чего микропроцессор обрабатывает информацию и принимает решение по совокупности признаков магнитного, сейсмоакустического и гидродинамического полей. После классификации объекта как цели выдается команда на подрыв боевого заряда мины-бомбы. Область срабатывания взрывателя согласована с зоной поражения корабля и не выходит за пределы его проекции по длине для максимального поражающего действия МБ. Миниатюрный твердотельный кремниевый датчик давления НВ совместно с микропроцессором автоматически устанавливает чувствительность взрывателя, измеряя глубину постановки мины-бомбы и производит динамическую коррекцию параметров при сближении цели с ней. Этот же датчик реагирует на низкочастотное гидродинамическое поле корабля, возникающее вследствие его движения как водоизмещающего объекта. При отсутствии такого поля у кораблей на воздушной подушке команда на подрыв мины-бомбы выдается НВ по результатам анализа только магнитного и сейсмоакустического полей.
Неконтактный взрыватель ликвидирует МБ после отработки программного временного режима, а также по истощению источника тока. Устанавливаемые перед использованием срочность и кратность НВ обеспечивают гибкую логику применения МБ, а совместно со специальным алгоритмом его работы - стойкость к противоминным действиям противника, в том числе воздействию комбинированных тралов.
Конструктивно и функционально электронный блок НВ выполнен по модульной схеме, что позволяет модернизировать его, заменяя отдельные узлы. Перепрограммировав память микропроцессора, можно усовершенствовать алгоритмы и методы обработки сигналов. Конструкция и аппаратная часть НВ остаются неизменными. Высокая повторяемость параметров неконтактного взрывателя достигается впервые реализованной в нем полной цифровой обработкой сигналов по трем физическим полям объекта и оригинальными схемотехническими решениями. Почти полное отсутствие настроечных элементов в электрической схеме взрывателя упрощает сборку и удешевляет стоимость НВ. Для проверки его работоспособности на заводе-производителе и базе оружия флота имеются приборы поблочного контроля и автоматическая станция комплексного контроля и проверки.

С небольшими доработками неконтактный взрыватель может быть использован в инженерных боеприпасах, а без исполнительной части - для обнаружения наземной техники в разведывательно-сигнализационных системах.

Практический вариант МБ предназначен для отработки ее постановки, состоит из авиабомбы с инертным наполнением, НВ без детонатора, устройства обозначения места приводнения (УОМП) и маркера с флюоресцитом. УОМП представляет собой поплавковое устройство, соединенное тонким стальным тросом с авиабомбой и закрепляемое на торцевой части НВ. После сброса МБ с носителя УОМП освобождается от НВ, трос разматывается на всю длину, мина-бомба ложится на грунт, а УОМП находится на поверхности, обозначая ее местонахождение.
В качестве дублирующего устройства используется маркер, из которого при ударе о воду флюоресцит растекается на ней оранжевым пятном.
При проведении учений «поражение» корабля-цели МБ обнаруживается с помощью его гидроакустической станции. Факт срабатывания НВ фиксируется с помощью передаточного заряда, взрыв которого локализован в объеме предохранительно-исполнительного механизма НВ и не приводит к разрушению взрывателя.
Создание морской донной мины на основе серийной авиабомбы и неконтактного автономного моноблочного взрывателя -новый, перспективный шаг в развитии подводного морского оружия ВМФ России.
Ми8 МБ практ.jpg

Ми8Т МБ боевые 2.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

minzavod
Сообщения: 101
Зарегистрирован: 17 янв 2019, 10:38
Место: г. Петропавловск

Re: Морская мина в габаритах ФАБ-250/500

Сообщение minzavod » 26 апр 2020, 11:30

Да тема очень интересная, а главное загадочная и малоизученная! Почти как Шквал или Посейдон. Требуется мнение специалистов и знатоков.

Американцы начали разработку темы Дистрактор еще в 1945 году. У них, после 2 й мировой войны на складах и арсеналах осталось много неиспользованного боезапаса авиационных фугасных бомб (ФАБ 500 и ФАБ 250). Для их повторного использования, в качестве морских продиводесантных мин и начались работы по замене штатного взрывателя авиабомбы на новый прибор управления морской миной. Новый минный взрыватель, кроме того, что должен был иметь габариты штатного взрывателя, еще должен обеспечивать и все функции донных морских мин. А это немало! Как минимум нужно обеспечить безопасность, срочность, кратность, обнаружение цели (как минимум двумя каналами), защиту от помех и подрыв боезапаса в нужное время.

Впервые ВМС США использовали продиводесантные морские мины Дистрактор в 60-70 х годах во время минирования Вьетнамских проливов и портов. В 1972 – 73 годах наши минеры разминировали несколько таких мин.

В конце 70-х годов в ЦНИИ Гидроприбор, СКБ завода Куйбышева, в КБ завода им. Петровского и в Киевском КБ завода 308 начались разработки НИР по теме Кефаль (Авиационная Продиводесантная Мина Бомба в габаритах ФАБ500, ФАБ250).

В 1980 году на заводе Куйбышева, были изготовлены опытные образцы в количестве 20 шт. и проведены испытания на Феодосийском полигоне на прочность и баллистику. Я сам лично выкапывал лопатой мины из песка с глубины до 1,5 метров сброшенные с самолета на мысе Чауда. Испытывали прочность, баллистику, систему работы ЖСТС.

Минного взрывателя в габаритах взрывателя ФАБ на тот период создано не было. Не было необходимой электронной базы – микропроцессоров, магнитных пленок, источников питания.
Далее в СКБ завода Куйбышева, в ЦНИИ Гидроприбор и на филиале НИИ в Гаграх продолжили разработку в рамках ОКР Авиационной Продиводесантной Мины Бомбы. В 80-х годах разрабатывались и изготавливались опытные партии мин по темам Кречет, Минтай-Майкоп. В серийном производстве мина АПДМ начала поступать на флот с середины 1980 годов и до начала 1990 годов. Взрывателя в габаритах ФАБ все еще не было и мины комплектовались штатными модулями и приборами.

В 2000 году многие устаревшие донные мины начали переоборудовать по модульному принципу, добавив дополнительный третий гидродинамический канал. Была также разработана новая индукционная катушка меньших размеров, взамен полутораметровой трубы в минах 354, 995, 391. Началась эпоха трехканальных мин МДМ мод.1 (Экспортный вариант).

Согласно, вышеприведенной статьи (Военный Парад 2005 год №3) на вооружение ВМФ поступила донная мина серии 54 снабженная малогабаритным взрывателем (в габаритах ФАБ 500 и ФАБ 250). Авторы статьи люди авторитетные и уважаемые. Но вопросы остаются:
- Кто, Где и Когда изготавливал эти мины пока не ясно. И приняты ли они на вооружение – тоже вопрос? Ждем ответа Знатоков

admin
Администратор
Сообщения: 312
Зарегистрирован: 15 мар 2016, 11:56
Место: Москва

Re: Морская мина в габаритах ФАБ-250/500

Сообщение admin » 04 май 2020, 13:44

Мне кажется, что с производством должно быть все просто: морские мины-бомбы делают те же заводы, что и бомбы))) А по месту работы авторов статьи не сложно понять, кто делает НВ.

Популярность мин-бомб или бомб-мин будет невысокой до тех пор, пока не появится авианосный флот. При ограниченном боекомплекте авианосец не может позволить большое разнообразие и нужны унифицированные боеприпасы. Хотя, локальные войны, как в Сирии, тоже требуют унифицированных изделий, которые можно как бросать на джипы террористам, так и, при необходимости, заминировать входы в... Ливийские порты :oops: :oops: :oops:

minzavod
Сообщения: 101
Зарегистрирован: 17 янв 2019, 10:38
Место: г. Петропавловск

Re: Морская мина в габаритах ФАБ-250/500

Сообщение minzavod » 12 май 2020, 07:58

Продиводесантные мины, хоть и морские, всегда стояли особняком от других морских мин. Вот, например, можно вспомнить и Продиводесантные морские мины ПДМ-3Я и ПДМ-2.

Эти мины изготавливали по заказу Инженерного Управления ВС, (а не по заказу УПВ ВМФ). Мины серийно изготавливали на заводе им. Куйбышева в Петропавловске. Мина ПДМ-2 – в количестве до 10 000 шт. в год. А мина ПДМ-3Я – в количестве до 5 000 шт. в год. Куда их столько девали и где хранили - не знаю.

Продиводесантная мина ПДМ-3Я.

ПДМ - 3Я.jpg


Вполне возможно, что и мины-бомбы (ФАБ 250 и ФАБ 500 тоже изготавливают по заказу ИУ а не УПВ ВМФ, на тех же заводах что и авиабомбы. Но есть существенные отличия в конструкции морской мины от бомбы.

Мина, как минимум, должна обеспечивать большую ударопрочность и сохранять герметичность и работоспособность после удара о воду и грунт. Поэтому корпус мины должен быть более толстостенным, герметичным, коррозионностойким и немагнитным. А аппаратура соответственно очень ударостойкой.

Если посмотреть на американские мины Квикстрайк и их постановку с самолетов, то можно заметить существенную разницу в конструкции и работе Системы ЖСТС от фото наших бомб ФАБ, приведенных в статье (Где мины ставятся с вертолета МИ-8). Система ЖСТС на морских минах должна обеспечивать, планирование, торможение (значительное снижение скорости) и отделение при входе в воду. А иначе будут создаваться ненужные помехи и сбои от кусков болтающегося железа- разрушенного ЖСТС. Если эти технические задачи были разрешены в новых конструкциях мин-бомб, то по фото это не совсем понятно.

Поэтому вопросы остаются. Это бомбы ФАБ с новым взрывателем НВ, или это новые морские мины? И к этой же теме, - Вот фото и нового взрывателя обозначенного как Неконтактный Взрыватель Мины ВЗ -38 (Фото из той же статьи). Из указанной схемы тоже непонятно – это взрыватель для морской мины, о которой идет речь в статье?

вз_3.jpg.png


И приведены даже схемы мины-бомбы. Очень убедительные, но опять очень условные.

ФАБ 250 и ФАБ 500.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.


Вернуться в «Россия / СССР»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 4 гостя