От ПМТ-1 до МТПК-2

ТТД и фото мин, интересные факты из истории создания и применения
minzavod
Сообщения: 85
Зарегистрирован: 17 янв 2019, 10:38
Место: г. Петропавловск

От ПМТ-1 до МТПК-2

Сообщение minzavod » 08 мар 2020, 09:49

От ПМТ-1 до МТПК-2

Думаю, будет полезным объединить в одной ветке историю создания и развития Минно-торпедных комплексов – ПМТ-1, МТПК-1, МТПК-2 и далее ОКР Унификация. Также интересно проследить развитие мин-торпед, от идеи Бекаури до ОКР Унификация, сравнить параметры и посмотреть фотографии образцов.

Мина ПМТ-1достаточно подробно уже описана на этом сайте.
Мины МТПК -1 еще нет на Форуме, да и на других форумах и в печати она встречается редко.
Мина МТПК-2 – недавно открыта тема на Форуме.

Итак, ПМТ-1 – подробно описана на этом сайте.

Разработчик ЦНИИ Гидроприбор
Годы разработки ОКР 1963-1971
Принята на вооружение в 1972 году
Серийное изготовление на Машзаводе им. Куйбышева (Петропавловск) - 1972-1980 годы
Главный конструктор ОКР Лоцман– Власов Леонид Васильевич (1963 -1966 гг.)
Ботов Александр Дмитриевич (1967-1971 гг.)- натурные испытания и доработка.
Павлов Владимир Михайлович с 1971 года – постановка изделия на производство.
Главный конструктор торпеды СЭТ-40УЛ – Сендерихин В.И.

Главные отличительные признаки мины-торпеды ПМТ-1.
Расположение стартового контейнера – горизонтальное. Выход торпеды – горизонтальный после создания давления от Порохового Аккумулятора Давления (ПАД). Торпеда снабжена ССН и НВ.
Размер опасной зоны-120 Х 500 метров. Углубление мины – 150 метров. Максимальная глубина моря для постановки -1500 метров

СХЕМА И ФОТО мины ПМТ-1
ПМТ-1 схема.jpg

ПМТ-1 Лаборатория МО ВВМУПП.jpg


Минно –торпедный противолодочный комплекс МТПК-1

Разработчик ОКР (Лоцман-Д) – ЦНИИ Гидроприбор.
Годы разработки- 1975-1981 годы.
Принятие на вооружение -1981 год.
Серийное изготовление на Машзаводе им.Куйбышева -1981 -1990 годы
Главный конструктор – Павлыга Геннадий Анатольевич.

Разработчики и участники ОКР (Лоцман-Д) –Сухин Б.П., Жуков А.А., Большуткин Л.А.,Васильев Я.В., Голубкова И.З., Шерман Ю.А., Костюков А.И.
Разработчик КМЧ мины – СКБ завода им. Куйбышева ,Петропавловск,
(Эсаулов Г.Ф., Акимов В.Г.,Черепов И.А., Поротиков Б.А., Коровина Р.И., Литуев В.Н.)

Главные отличительные особенности МТПК-1

Разработана в двух вариантах – для постановки с ПЛ и НК – длина 7900 мм. Диаметр 533 мм.
- для постановки с Авиации – длина 5600 мм. Диаметр 533 мм.
Может осуществляться постановка с Авиационных носителей. При постановке с авиации используется двухступенчатая парашютная система торможения и стабилизации (СТС).
Корпус мины на позиции находится в вертикальном положении. Старт торпеды производится в вертикальном положении, после срабатывания Клапанов Заполнения и уравнивания давления в стартовом контейнере.
Радиус поражения – 600 метров. Глубина постановка – до 350 метров. Глубина моря при постановке – 1500 метров.
Малогабаритная противолодочная торпеда МПТ-1М – Главный конструктор Арайс Ю.Я.

Сведения о торпеде МПТ-1 (Согласно Гусеву Р.)

Малогабаритная противолодочная торпеда. Создание торпеды велось путем копирования американской малогабаритной торпеды Мк-46 и её системы самонаведения (ССН). По полуофициальной мемуарной версии торпеда Мк-46 получена от кубинских моряков в 1965-1966 г.г. Разработка отечественной копии начата в то же время в ЦНИИ "Гидроприбор", главный конструктор - Ю.Я.Арайс. Создание торпеды завершено в 1973 г., модификация МПТ-1УМ создана в 1978 г. Торпеда использована в качестве боевой части минно-торпедных комплексов и проектировавшихся ПЛРК.
Система управления и наведение - двухплоскостная система самонаведения "Керамика" разработки ЦНИИ "Гидроприбор" является копией ССН американской торпеды Мк-46. После принятия на вооружение в составе торпед МПТ-1 "Колибри" ССН "Керамика" была использована на других типах торпед ВМФ и в т.ч. при модернизации (например - УСЭТ-80К). Неконтактный магнитный взрыватель.
Радиус реагирования системы самонаведения - 1500 м

Двигатель - тепловой аксиально-поршневой двигатель с вращающейся камерой сгорания на унитарном топливе (монотопливе) "Пронит".

Калибр - 324 мм

Масса БЧ - 76 кг
Масса ВВ - 44 кг

Дальность хода (при скорости) - 8 км (45 уз)
Глубина хода - до 450 м

Модификации:
МПТ-1 - базовая модель для использования с авиационных носителей;

МПТ-1М - модификация для минно-торпедного комплекса МТПК;

МПТ-1УМ - модель для противолодочных ракетных комплексов, созданная в 1978 г., согласно Гусеву Р. - модификация торпеды с электродвигателем, вероятно, с ВХИТ. Главный конструктор - Ю.Я.Арайс, главный конструктор ССН - О.В.Альхов, неконтактного взрывателя - Л.М.Гусев, приборов управления - Л.Н.Ермолаев.

ФОТО МИНЫ МТПК-1
МТПК -1 гидроприбор.jpg

МТПК-1.jpg

Торпеда МПТ-1.jpg


Минно- торпедный противолодочный комплекс МТПК-2

Об МТПК – 2 здесь на Форуме уже есть отдельная тема. Размещу только Фото и Схему.

ФОТО и СХЕМА МТПК-2
МТПК-2.jpg

Сосняк.jpg


ОКР Унификация и ОКР Гитана.

Также с середины 80х годов прошлого века, в ЦНИИ Гидроприбор и СКБ завода Куйбышева велась разработка Универсального Стартового Контейнера для широкополосных мин. ОКР – Унификации и ОКР Гитана. Разрабатывался универсальный стартовый контейнер мин для противолодочных ракет или торпед. В Универсальной мине-контейнере располагается либо торпеда, либо подводная ракета в зависимости от назначения и комплектации. Разработка ОКР велась в основном в инициативном порядке в СКБ завода Куйбышева. Участники разработки – Акимов В.Г., Поротиков Б.А ,Смирнов В.А., Усольцев О.В. и др.
ОКР Гитана была завершена в 1992 году и на вооружение поступила Универсальная Учебно Тренировочная Мина (УУТМ). А ОКР Унификация, так и не была завершена из-за развала страны и перестроечных процессов 90х.

И в заключение,
для сравнения и анализа, немного о главном конкуренте наших минно- торпедных комплексов – американской мине КЭПТОР. (Из американских источников)

Мина-торпеда КЭПТОР

Работы над глубоководной миной, включающей в качестве ударного элемента торпеду, начались в Лаборатории военно-морских вооружений в г.Уайт-Оук в штате Мэриленд. Первый контракт на изготовление партии новых мин для испытаний был заключен с фирмой «Гудийэр-аэроспейс» (в настоящее время входящую в состав фирмы «Лорал»). Мина Mark 60 «Кэптор» была принята на вооружение ВМС США в 1976 году. Серийная поставка «Кэпторов» на вооружение флота США должна была начаться в 1980 году. Но доводка Mark 60 до серийного производства столкнулась со значительными техническими трудностями. Проблемы с надежностью мины стали причиной прекращения ее выпуска почти сразу же после его начала. Серийный выпуск мин удалось наладить только в 1982 году. Очень высокой оказалась и себестоимость мины-торпеды: в 1978 году стоимость одной мины составляла 113 тысяч долларов, а в 1986-377 тысяч.
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ
Корпус мины Mark 60 «Кэптор» представляет собой контейнер длиной 3,68 м с почти плоской головной частью, внутри которого размещены торпеда и акустическая аппаратура. Якорь и свернутый минреп находятся в хвостовой части. После того, как мина оказывается в воде, якорь отделяется и ложится на дно, а мина, обладающая положительной плавучестью, устанавливается на заданной глубине в вертикальном положении. При глубине моря до 230 м мина устанавливается в придонном положении в 7,5 м от грунта. При глубине постановки 230-400 м углубление мины равно половине глубины места, а на глубинах от 460 м оно составляет 305 м. При срабатывании мины торпеда Мк. 46 выстреливается вертикально вверх.
Мина способна определять шумы подводных лодок (ПЛ) противника на дистанции до 1 км; при этом она не реагирует на шумы надводных кораблей и ПЛ в надводном положении. «Кэптор» не реагирует также и на шумы американских подлодок. Гидроакустический канал обнаружения шумов подводных лодок работает в дежурном режиме, включаясь на 30-50 секунд через каждые 5 минут. Торпеда выпускается, когда аппаратура классифицирует цель как подлодку противника, находящуюся в подводном положении.
Система самонаведения торпеды — активно-пассивная, с дальностью обнаружения до 1500 м. У торпеды Мк. 46 кроме обычной может устанавливаться и атомная боеголовка. Срок службы мины без подъема и ремонта, по заявлениям американцев, составляет несколько месяцев.
«Кэптор» может ставиться как с надводных кораблей, так и с самолетов и подводных лодок (через торпедные аппараты). Одними из основных носителей Mark 60 являются самолеты противолодочный патрульной авиации «Орион» или «Посейдон».
СОВЕТСКИЕ МИНЫ-ТОРПЕДЫ
Мина ПМТ-1 имела длину 7,8 м, вес около 1700 кг. Ее постановка осуществлялась с надводных кораблей и из 53-см торпедных аппаратов подводных лодок. ПМТ-1, также как и «Кэптор», обнаруживала цель, классифицировала ее, определяла характеристики ее движения, вырабатывала данные для стрельбы и осуществляла пуск торпеды. После выхода из стартового контейнера торпеда производила поиск цели по заданной программе. Обнаружив подводную лодку собственной системой самонаведения, торпеда наводилась на цель и поражала ее.
ПМТ-1 несколько уступала Mark 60 в дальности обнаружения и поражения цели, поскольку в американской мине была использована более совершенная акустическая система обнаружения и целеуказания. Эти недостатки советские конструкторы устранили в противолодочной мине-торпеде МТПК-1, предназначенной для поражения малошумных атомных подводных лодок и принятой на вооружение в 1983 году.
СОВРЕМЕННЫЕ МИНЫ-ТОРПЕДЫ
В 2000 году на вооружение ВМФ США поступила мина-торпеда «Сабстрайк» (Substrike), боевой частью которой является торпеда Мк. 50 с более высокими характеристиками, чем торпеда Мк. 46 мод. 4, применяемая в мине-торпеде «Кэптор». В 2001 году были закончены испытания и принята на вооружение флота США мина-торпеда LSM, которая способна поражать подводные лодки в диапазоне глубин до 600 м в радиусе полутора километров.
С 1998 года ВМФ Японии получил на вооружение мину-торпеду K-RX2. В 2000 году у военно-морского флота Великобритании появилась мина-торпеда «Хантер», а у ВМФ Италии — мина-торпеда СSМ.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ MARK 60 «КЭПТОР»
• Размеры, м:
— длина: 3,68 — в варианте для надводного и воздушного носителей, 3,35 — для ПЛ
— диаметр: 0,533
• Максимальная глубина постановки мины, м: 914 (по заявлению разработчиков)
• Вес, кг: 1077 — в варианте для надводного и воздушного носителей, 935 — для ПЛ
• Технические характеристики торпеды:
— скорость хода торпеды, узлов: 28
— дальность хода, м: 7300
— вес боевой части, кг: 44
— наведение: активное/пассивное акустическое
— траектория торпеды до захвата цели: синусоида или окружность

Фото и Схема Мины-торпеды Кэптор
МТ Кэптор.jpg

Схема МК-60.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Вернуться в «Россия / СССР»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 7 гостей